Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российские магазины вновь открывают свои двери, но покупатели не спешат

По мере ослабления карантина ситуация начинает улучшаться, но владельцы бизнеса ожидают, что доходы еще какое-то время останутся низкими

Москва разрешила некоторым непродовольственным магазинам снова открыться 1 июня.
Москва разрешила некоторым непродовольственным магазинам снова открыться 1 июня. Гавриил Григоров / ТАСС

На прошлой неделе Олег Воронин впервые за два месяца открыл двери своих четырех престижных женских бутиков I AM Studio в Москве.

После нескольких дней, потраченных на покупку масок, перчаток и дезинфицирующих средств, перепланировку главного московского магазина и учебные занятия для персонала по новым правилам охраны труда и безопасности, исполнительный директор Воронин вернулся в бизнес 1 июня — в первый день, когда власти разрешили некоторым розничным магазинам вновь открыться после карантина.

Однако в большом количестве потенциальные клиенты не появились.

«Первая неделя показала, что нет ни спешки, ни безумного спроса, — сказал Воронин The Moscow Times. — Покупатели приходят, но трафик сократился в два-четыре раза, в зависимости от магазина. В одном магазине совсем мало посетителей».

Открытие магазинов стало одним из первых шагов по ослаблению строгих карантинных мер, которые Москва — теперь уже с почти 200 000 подтвержденными инфекциями — приняла для сдерживания распространения пандемии, начиная с марта.

Но страх заразиться вирусом в сочетании с перспективой затяжного экономического кризиса, потери рабочих мест и снижения зарплат заставляют многих покупателей оставаться дома. Ритейлеры не ожидают, что их бизнес вернется к докризисному уровню, по крайней мере, до 2021 года, в то время как значительное количество потребителей заявляют, что планируют надолго сократить свои расходы из-за пандемии.

«По нашим оценкам, падение трафика в магазинах составит 50%», — сказал Дмитрий Широков, генеральный директор «Дома фарфора», имеющего пять магазинов в Москве.

«Мы надеемся, что поток клиентов восстановится, а количество клиентов увеличится… Наш прогноз восстановления — в течение года. При условии, что в ближайшее время не будет негативных событий», — добавил он.

Шведский мебельный гигант Ikea заявил, что его продажам и доходам в России может потребоваться 18 месяцев, чтобы вернуться к уровню до коронавируса. Правила социального дистанцирования, требующие, чтобы магазины обеспечивали покупателям достаточное пространство между ними, означают, что максимальная вместимость в гигантских магазинах Ikea снижается на 50-60%, сказал представитель компании The Moscow Times.

Несмотря на то, что магазины могут снова открываться, москвичам по-прежнему приходится оставаться дома. Данные по платежам банка ВТБ показывают, что продажи в торговых центрах Москвы в первую неделю ослабления карантина были на уровне одной трети от обычного.

Некоторые владельцы надеются, что как только будут сняты ограничения на передвижение, бизнес пойдет вверх. Но опросы потребителей и уже нестрогое соблюдение правил пребывания дома показывают, что всплеск активности вряд ли произойдет, равно не наблюдается и удовлетворения отложенного спроса.

Недавний опрос Boston Consulting Group и российской исследовательской группы «Ромир» о планах россиян по расходам после карантина нарисовал мрачную картину. Каждый шестой сказал, что их расходы никогда не достигнут докризисного уровня, в то время как половина сказала, что они достигнут его, но только через несколько месяцев или год.

В Москве 50% респондентов заявили, что в будущем они будут тратить меньше в торговых центрах, и главной причиной является желание держаться подальше от людных общественных мест. Эта тенденция также прослеживается в других секторах. Турагенты сообщают о более высоком спросе на туры на природу, а россияне указывают в опросах, что планируют проводить больше свободного времени и денег, выезжая из города, занимаясь спортом и готовя дома — вместо того, чтобы делать покупки, ходить в рестораны или путешествовать за границу.

Снижение уровня жизни

В то время как свою роль в этих решениях играют вирусные страхи, другой фактор является чисто экономический. Официальный уровень безработицы в России начал быстро расти, банковские данные показывают, что средняя заработная плата работающих в апреле снизилась на 10%. Эта цифра не включает сокращение так называемых «зарплат в конверте», которые мелкие фирмы платят наличными своим сотрудникам. Высшая школа экономики прогнозирует, что в этом году свободные доходы сократятся на 12%.

На фоне такого плохого прогноза по финансам недавний рост онлайн-продаж в России вряд ли компенсирует многомесячный спад в обычных магазинах.

Ikea ожидает, что количество онлайн-заказов удвоится — примерно до 20% от их общего количества, экспоненциальный рост онлайн-заказов также наблюдается в супермаркетах, для удовлетворения спроса разворачиваются новые сети доставки и чисто онлайновые магазины. Но этот рост происходит из-за низкой базы, поскольку на долю электронной коммерции до кризиса приходилось всего 5% российской розничной торговли. Более того, Data Insight, фирма, которая анализирует онлайн-продажи в России, обнаружила, что они уже вернулись к докризисным уровням.

Помимо медленного выхода из режима гибернации, в который их отправил коронавирус, открывая свои магазины, ритейлеры сталкиваются с множеством других проблем.

«В Москве у всех сотрудников должны быть свежие тесты на Covid-19 и антитела. Можно заплатить клиникам за тестирование большого количества сотрудников, но все назначения забронированы заранее, и результаты приходят через нескольких дней», — сказал Олег Пай, основатель сети продажи косметики Mixit, который еще не имеет возможности вновь открыть московские магазины.

В магазинах за пределами столицы, которые уже открылись, клиенты проводят меньше времени и ожидают скидок и рекламных акций. По словам Пая, запрет на тестирование тональных кремов, кремов и туши для ресниц добавляет еще одну проблему.

Группа «М.Видео-Эльдорадо» вновь открыла около 600 из 1000 своих магазинов. Другие действуют только в качестве пунктов получения заказов, сделанных по Интернету. Компания также внедрила новую систему, которая позволяет клиентам оплачивать товары онлайн прямо в магазине, избегая необходимости обращаться в кассу или взаимодействовать с персоналом.
Группа «М.Видео-Эльдорадо» вновь открыла около 600 из 1000 своих магазинов. Другие действуют только в качестве пунктов получения заказов, сделанных по Интернету. Компания также внедрила новую систему, которая позволяет клиентам оплачивать товары онлайн прямо в магазине, избегая необходимости обращаться в кассу или взаимодействовать с персоналом. Группа «М.Видео-Эльдорадо»

Споры об аренде, которые были основным камнем преткновения для малых предприятий на протяжении всего кризиса, также остаются проблемой. Многие арендодатели предлагали скидки в нерабочий период в России, а другие имеют динамические ставки на основе выручки, однако Воронин сказал, что некоторые торговые центры, также лишенные дохода, 1 июня сразу же вернули ставки до докризисных уровней. Он считает этот шаг преждевременным и контрпродуктивным в то время, когда продажи еще остаются на низком уровне.

«Фондов, мягко говоря, мало... Существует большой риск того, что арендодатели задушат своих арендаторов такими мерами. Если восстановление пойдет медленно и арендная плата не снизится, я не исключаю, что меня заставят переехать куда-нибудь в место с более подходящими условиями», — сказал он.

Продолжают звучать и знакомые жалобы на недостаточную государственную поддержку. Главный правительственный «план восстановления экономики», над которым в настоящее время ведется работа, будет стоить 5 трлн рублей, но в нем практически нет дополнительной поддержки малого бизнеса, и экономисты в Сбербанке и ВТБ указали на пересмотр и переписывание уже объявленных мер.

«Нагрузка на нас возросла, и так называемые меры поддержки явно недостаточны», — сказал Воронин, чья фирма не может претендовать на государственные чрезвычайные ссуды на поддержку зарплат, предоставляющие дешевый кредит до 12 130 рублей на одного работника в месяц. Эти кредиты могут быть списаны, если предприятия сохранят 90% своей рабочей силы.

«Честно говоря, они не очень нам помогут. Даже если бы мы могли получить их, они бы покрывали примерно одну седьмую зарплаты среднего сотрудника... Трудно назвать это серьезной поддержкой. Это, скорее, для галочки».

Владельцы бизнеса также знают, что их ситуация частично находится вне их контроля. Власти Москвы ослабляют ограничения по мере снижения уровня новых инфекций, но с 2000 новых случаев Covid-19 в день, все еще регистрируемых в столице, некоторые опасаются, что вторая волна может вызвать и повторный спад бизнеса. За пределами Москвы число новых инфекций в России все еще увеличивается, и в воскресенье прошло 7 000 новых случаев — впервые после начала пандемии.

По словам Воронина, несмотря на то, что магазины начинают открываться, прогнозировать, как они будут развиваться, по-прежнему сложно.

«Нужно жить сегодняшним днем ​​и реагировать быстро. Не имеет смысла думать о сроках больше года. В сложившейся ситуации более разумно сосредоточиться на следующих одном-трех месяцах и делать еженедельные корректировки».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку