ХАБАРОВСК — Как и в течение почти трех недель, первые протестующие начали собираться на площади Ленина в Хабаровске в последний день недели в 7 часов вечера.
Вскоре к ним присоединились независимые российские журналисты и небольшая группа YouTube-блогеров, быстро растущей в России профессии, поскольку потребители новостей все чаще переключаются с контролируемых Кремлем телеканалов на не подвергающийся цензуре Интернет. Журналисты государственных СМИ, как обычно, были заметны своим отсутствием.
Когда площадь перед зданием правительства заполнилась, один из блогеров, Сергей Айнбиндер с YouTube-канала RusNews, начал прямую трансляцию, задавая вопросы демонстрантам в стиле телевизионного репортера. Но на какой-то момент он вышел из роли.
«Знаете выражение, что солнце встает на востоке?» — спросил он одного протестующего. «Ну, смотря на все это, я думаю, что, возможно, и гражданское общество начнет свой подъем с востока».
Это было главной мыслью людей в городе, который находится ближе к Пекину, чем к Москве, в течение 17 дней беспрецедентных и нарастающих протестов. Знаковый субботний митинг, в котором участвовали десятки тысяч людей, каждую неделю становился все многочисленнее, в то время как небольшие демонстрации в будние дни поддерживали динамику. Вопрос сейчас только в том, как долго это движение продолжит быть устойчивым.
Протесты начались 10 июля, на следующий день после того, как 50-летнего популярного губернатора Сергея Фургала вытащили из его внедорожника, задержали и увезли в Москву по обвинению в убийствах. С тех пор протесты в его поддержку превратились в более глубокое выражение недовольства Кремлем.
В прошлый понедельник президент Владимир Путин отстранил от должности Фургала, избранного в 2018 году, и назначил 39-летнего Михаила Дегтярева исполняющим обязанности губернатора до проведения выборов в следующем сентябре. После этого недовольство только усилилось.
Хотя Дегтярев представляет ту же партию, что и Фургал — Либерально-демократическую партию России (ЛДПР) — он никогда не жил в Хабаровске.
«Это был удар ниже пояса», — сказал The Moscow Times Петр Емельянов, депутат заксобрания Хабаровского края, который после такого решения заявил, что покинет ЛДПР и останется в своей должности в качестве независимого депутата.
Емельянов пояснил, что вступил в партию только из-за Фургала, и что избиратели, которые помогли избрать его на следующий год, также поддержали партию только из-за «народного губернатора».
Он сказал, что его избиратели, которые считают обвинения против Фургала политически мотивированной расплатой за его победу на выборах над партией «Единая Россия», массово просили его отказаться от членства в ЛДПР.
Емельянов добавил, что решение Дегтярева не выходить на площадь для встречи с ними еще больше разозлило хабаровчан.
«Под вашими окнами происходит практически революция, а вы сидите там, проводя собрания», — сказал региональный депутат.
В воскресенье вечером, почти через неделю после прибытия в Хабаровск, Дегтярев, наконец, вышел на площадь в 11 часов вечера, чтобы встретиться с небольшим количеством протестующих, которое к тому времени там осталось. Он предложил создать рабочую группу, которая могла бы передавать ему жалобы граждан, вместо того, чтобы люди выходили на улицы.
Однако встреча закончилась неважно — после того, как был задержан один из самых громких протестующих голосов последних недель, Валентин Квашников. Квашников уже был обвинен в участии в несанкционированной акции протеста на прошлой неделе. Согласно законодательству, демонстрации и митинги должны быть предварительно согласованы с властями, но ни один из хабаровских митингов согласован не был.
Хотя Кремль до сих пор позволял протестам проходить мирно, многие считают, что власти могут использовать пандемию коронавируса в качестве предлога для введения в городе карантина. Региональные власти уже в субботу объявили о резком росте инфекций и о доставке в регион медицинского оборудования и персонала из Москвы.
Есть также признаки того, что власти будут продолжать преследовать отдельных протестующих. В понедельник 20-летнему активисту Артему Мозгову назначили штраф в 10 000 рублей за участие в несанкционированных акциях протеста.
Хотя Мозгов заявил The Moscow Times, что это не помешает ему присоединиться к следующему протесту, ему уже один раз предъявили обвинение в повторном нарушении. В ходе подавления протестов из-за несправедливых выборов прошлым летом суд в Москве вынес приговор в виде четырех лет колонии строгого режима одному протестующему точно за такое же преступление.
Впрочем, хотя власти и могут опробовать эту тактику, чтобы усмирить протесты, глава местного отделения Фонда борьбы с коррупцией Алексей Ворсин считает, что такая стратегия не сработает. У движения нет явных лидеров, которых стоило бы преследовать.
И если власти попытаются массово задерживать людей, в то время, когда каждую субботу десятки тысяч выходят на улицы, то они будут только «подливать масла в огонь», сказал он.
Тем не менее, Ворсин, как и другие активисты, которые говорили с The Moscow Times, также обеспокоен тем, что движение может прекратиться к концу лета, если его требования не станут более конкретными и объединенными каким-то одним лидером.
Профессор политологии в Тихоокеанском национальном университете в Хабаровске Ильдус Ярулин сказал, что, похоже, протест приобрел «карнавальную атмосферу», которую он рассматривает как избавление от разочарования и пост-карантинную эйфорию, принимающую форму протеста против любой власти.
«Это, безусловно, признак нездоровья в обществе», — сказал он.
Протестующие, со своей стороны, говорят, что, по их мнению, Кремль намеренно игнорирует протесты и поэтому изолирует их от остальной части страны. В субботу, когда, по некоторым оценкам, число участников составляло 100 000 человек, они пели: «Россия, проснись». Некоторые объяснили лозунг, сказав, что считают, что для того, чтобы продолжиться, их движение нуждается в поддержке за пределами Хабаровска.
Другие протестующие сказали The Moscow Times, что они присматриваются к другим недавним протестным движениям на постсоветском пространстве для вдохновения, чтобы сохранить энергию. Некоторые указывали на успешную революцию в Армении в 2018 году, отмечая, что ключевым моментом было то, что митинги сохраняли свои масштабы. Они также говорили о массовых протестах, которые начались в Белоруссии после того, как официальные лица запретили основным конкурентам президента Александра Лукашенко баллотироваться на выборах в августе.
«Мы все просто устали чувствовать себя скотом, — сказал 49-летний художник Константин Гречанов. — То же самое в Белоруссии. Мы боремся за право иметь свободу выбора».
В субботу Александр Кивлев, 57 лет, отдыхал возле своего ресторана, когда тысячи протестующих проходили мимо, снова направляясь на площадь Ленина. Он сказал, что присоединился бы к митингу, если бы ему не надо было работать.
«Может быть, все будет так, как сказал Ленин: из искры возгорится пламя».