Численность донных морских организмов Авачинского залива сократилась на 90%, констатировали сотрудники Кроноцкого заповедника. «Сохранились отдельные большие рыбы, креветки, крабы, но в очень маленьком количестве», – сообщил старший научный сотрудник заповедника, морской биолог Иван Усатов на встрече с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. У мыса Налычева видимость нулевая, вода коричневого цвета из-за разложившихся организмов, описывал водолаз Александр Коробок.
Сотрудники заповедника вместе со специалистами Камчатского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии («КамчатНИРО») обследовали дно океана от мыса Налычева до острова Старичков. Но они полагают, что район загрязнения гораздо шире.
В зоне риска – каланы
Масштаб бедствия будет увеличиваться, сейчас основная угроза нависла над каланами – животными, занесенными в Красную книгу России, обеспокоены сотрудники заповедника. Каланы могут остаться без корма, ведь они едят морских ежей, которые массово погибли.
Загрязнение остается в океане и движется на юг, сообщает экспедиция Greenpeace.
Воды Авачинской бухты довольно часто сталкиваются с загрязняющими веществами, видно из данных Росгидромета. Основные источники загрязнения – предприятия судоремонтной и рыбообрабатывающей промышленности, суда рыбопромыслового и транспортного флотов, а также хозяйственно-бытовые стоки города Петропавловска-Камчатского и других населенных пунктов. Впадающие реки приносят загрязняющие вещества с полей, ферм и от расположенных по их берегам населенных пунктов, пишет Росгидромет. В 2018 г. увеличилось количество всех сбрасываемых веществ: синтетических поверхностно-активных веществ, взвешенных веществ, азота, фосфатов, сульфатов и хлоридов, нефти и нефтепродуктов. Количество нефтепродуктов и сульфатов выросло в 2,4 и 2,8 раза.
Вулканы ни при чем
Причина катастрофы все еще не установлена. Но число версий постепенно сужается. Руководитель Института вулканологии и сейсмологии Российской академии наук Алексей Озеров и его коллеги категорически отказались от версии с вулканической активностью и сейсмическими проявлениями океана.
«Даже резкий выброс какого-то металла из непонятного источника вряд ли мог бы вызвать отравление на такой обширной акватории Авачинской губы и зоны открытого тихоокеанского берега», – сообщается в записке, подготовленной Росгидрометом для Минприроды. (VTimes ознакомились с текстом записки, ее подлинность подтвердил человек, знакомый с ее содержанием.)
Губернатор считает, что можно исключить и версию об утечке ракетного топлива. Ни в одной из проб, по данным института Роспотребнадзора и Института органической химии, гептил не обнаружен, сообщил Солодов.
Бесхозный полигон
Наиболее вероятная причина – техногенные токсины, разлив некоего вещества, которое нужно установить, признал губернатор. Во вторник исследователи от партии «Зеленая альтернатива» взяли пробы грунта с Радыгинского и Козельского полигонов химических отходов, а также воды из реки Налычева. В нескольких местах они обнаружили повреждение геомембраны, укрепительного слоя и не обнаружили проволочного ограждения по периметру. «Вероятно, наши предприимчивые граждане сняли его для собственных нужд, – отметил Солодов. – В силу того, что за Козельский полигон толком никто не отвечает, нам предстоит усиливать охрану и приводить его в порядок». Только по официальным сведениям, на Козельском полигоне хранится около 108 тонн пестицидов и ядохимикатов, комментирует эксперт Greenpeace Иван Блоков: «В 2018 г. пара местных жителей забрали информационные столбы. Но уголовное дело не было возбуждено, так как сочли, что столбы выглядели как бесхозное имущество».
И остается версия с микроводорослями. В 1980-х гг. уже был случай, когда из-за цветения фитопланктона, выделяющего токсины, массово погибла рыба. «Особенностью этой причины гибели является практически неограниченная пораженная акватория, поскольку цветение фитопланктона может охватывать очень большие районы», – предупреждают авторы записки.
«За учеными последнее слово, потому что мы не понимаем, с чем столкнулись, – признал губернатор. – Визуально океан абсолютно нормальный, и нового падежа животных нет».