Дмитрий Кобылкин, с мая 2018 г. занимавший пост министра природных ресурсов и экологии, отправлен в отставку. Указ об этом подписал президент Владимир Путин. Одновременно Госдуме представлен кандидат на пост министра – Александр Козлов, который с 2018 г. руководит Министерством развития Дальнего Востока и Арктики.
«Для меня всегда было важно работать честно и открыто. Не просто на результат, а для людей, – заявил Кобылкин. – Уверен, что годы работы нашей команды стали переломными в отрасли».
Чем запомнился министр Кобылкин
За то время, что Кобылкин руководил министерством, произошло несколько серьезных конфликтов и катастроф: протесты в Шиесе (жители Архангельской области не хотели принимать мусор из Москвы), проблемное начало мусорной реформы (многие операторы остаются на грани банкротства), противостояние бизнеса и чиновников в реформе расширенной ответственности производителя, экологическая катастрофа в Арктике (у предприятия «Норильского никеля» разлилось 21 000 т дизтоплива) и, наконец, массовый мор беспозвоночных и рыб на Камчатке (по официальной версии, причина была природной — интенсивное цветение токсичных водорослей).
В Госдуме Кобылкина хвалят (председатель «Единой России» Дмитрий Медведев предложил назначить Кобылкина и. о. заместителя секретаря Генсовета партии). Он запускал сложнейшие реформы – мусорную, эксперимент по квотированию загрязняющих выбросов, важный для промышленных городов, сказала VTimes вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева. Он смог создать базу для национального проекта «Экология», отмечает председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев, ввел в практику привлечение ученых для оценки принимаемых решений. При Кобылкине было выстроено эффективное взаимодействие комитета и министерства, до него такого не было, отмечает председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Это, по его словам, позволило принять целый ряд законов, которые «лежали годами»: о предотвращении нефтеразливов, об ответственном обращении с животными, об обращении с отходами I и II класса опасности.
Кобылкин, безусловно, человек с большим опытом управленческой работы (более восьми лет он руководил Ямало-Ненецким автономным округом), но этого не всегда достаточно для руководства столь сложной отраслью, замечает аудитор Счетной палаты Михаил Мень. Из проверок, которые проводила Счетная палата, было видно, что ни в министерстве, ни в руководстве подведомственных учреждений не сложилась единая команда, которая могла бы слаженно и последовательно работать на выполнение тех задач, которые стояли перед отраслью, объясняет он.
Вместе с Кобылкиным из Минприроды уходит его заместитель Елена Панова. «Да, я написала заявление», – сказала она VTimes. Панова объясняет, что ей была понятна работа с Кобылкиным, «он человечный» с подчиненными, «всегда стоит за государственные интересы, нацелен на результат, не боится сложных задач и дает возможность набрать команду и работать с ней».
Видимо, во многих министерствах из-за ухода руководства начнется смена команд, рассуждает близкий к Госдуме человек. Стоило ли это делать сейчас, во время пандемии, задается он вопросом: всем опять потребуется время на то, чтобы войти в курс дел, а это затормозит процессы на полгода. Идут сложнейшие реформы и менять коренных людей так часто, по его словам, может быть не самым эффективным решением.
Козлов пугает защитников заповедников
У нового министра нет ни дня на раскачку, констатирует Тимофеева: экологические проблемы вышли на второе место после пандемии. У него все получится, считает Николаев, ведь Козлов поработал на всех уровнях, проходил прямые выборы, имеет опыт работы на федеральном уровне. Его комитет в понедельник рекомендовал Госдуме поддержать кандидатуру Козлова.
Но у экологов приход Козлова вызывает опасения. Он человек вице-премьера и представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, говорит один из чиновников Минприроды, с его приходом может нарушиться баланс, который Кобылкин сохранял между интересами компаний и природы. Усилится давление на особо охраняемые природные территории в угоду компаниям, считает он. Под угрозой национальные парки «Югыд ва» (Республика Коми), «Лосиный остров» (Москва и Московская область), Тункинский (Бурятия) и Кавказский заповедник в Сочи, предупреждает чиновник: попытки изменить их границы были и раньше, но Кобылкин сдерживал прессинг лоббистов.
Александр Козлов родился 2 января 1981 г. в Южно-Сахалинске. Окончил Московскую академию предпринимательства при правительстве Москвы по специальности «юриспруденция». В 2000–2010 гг. занимал руководящие посты в компании «Амурский уголь». Затем перешел на работу в правительство Амурской области. В 2014 г. был избран мэром Благовещенска, а в 2015 г. стал губернатором Амурской области. 18 мая 2018 г. он был назначен министром по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Именно под его руководством Минвостокразвития разработало законопроект об освоении Арктики, предоставляющий компаниям колоссальные налоговые льготы, главным бенефициаром которых становилась «Роснефть».
Козлов, скорее всего, будет делать то, что говорит Трутнев, а Трутнев будет за обрезание территорий заповедников и нацпарков в угоду компаниям, согласен руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace Михаил Крейндлин. Министр Кобылкин, по его словам, принимал по этим вопросам «разнообразные» решения в зависимости от конъюнктуры. Это видно на примере нацпарка «Югыд ва», где хотят начать добычу золота, но были аналогичные решения и по другим объектам. В июле 2019 г. в соответствии с протоколом совещания у Трутнева приказом Минприроды были уточнены границы охранной зоны Большого Арктического заповедника ради строительства угольного порта, перечисляет Крейндлин. Минприроды согласовало исключение 15 000 га из природного парка «Южно-Камчатский» (объект всемирного наследия «Вулканы Камчатки») для строительства курорта «Три вулкана» компанией «Роза Хутор», преобразование памятников природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» и «Верховья реки Цица» (объект всемирного наследия «Западный Кавказ») в природные парки с разрешением строительства дорог и рубок леса. Минприроды также поддержало строительство горнолыжного комплекса на горе Отважная в национальном парке «Самарская Лука» и подготовило проект постановления правительства об исключении территории из национального парка «Лосиный остров» для строительства дублера Щелковского шоссе.
В последнее время, правда, Минприроды выступает против внесения в законодательство норм о возможности изменения границ национальных парков и других особо охраняемых природных территорий, признает Крейндлин. Что касается вице-премьера Трутнева, то его позиция почти всегда против сохранения границ природных территорий.
Козлов очень щепетилен в этих вещах, он ничью сторону занимать не будет, считает близкий к нему чиновник. Представитель Козлова в министерстве Дальнего Востока отказался от комментария, так же поступил и представитель Трутнева.
Суета вокруг «Югыд ва»
В 2018 г. Минприроды утверждало, что вопрос о границах парка не урегулирован, вспоминает Крейндлин. В 2019 г. неоднократно заявляло, что изъятие территорий противоречит законодательству, однако поручило подведомственному ему ВНИИ экологии обосновать изъятие из парка 50 000 га под видом расширения. При этом Минприроды отказывается отозвать лицензию на добычу золота в нацпарке, обосновывая это тем, что лицензия приостановлена «до изменения границ парка».
В сентябре 2020 г. во исполнение поручения вице-премьера Юрия Трутнева Минприроды подготовило проект постановления о расширении парка, который предусматривал исключение из него месторождения «Чудное». Благодаря активной позиции граждан России Минприроды исправило очередную «техническую ошибку».