Во вторник Джанет Йеллен выступит на слушаниях в комитете по финансам Сената, который будет рассматривать ее кандидатуру на пост министра финансов США. Если администрация Джо Байдена, который 20 января вступит в должность президента, «не будет действовать быстро и не увеличит государственные расходы на экономику», есть риск «более длительной и болезненной рецессии», а на экономике могут «на долгое время остаться шрамы».
Об этом говорится в тексте выступления Йеллен, имеющегося в распоряжении Financial Times. В нем она объясняет необходимость предложенного Байденом пакета антикризисных мер на $1,9 трлн и последующих бюджетных вливаний в экономику.
По мнению бывшего председателя Федеральной резервной системы, обеспокоенность ростом бюджетного дефицита пока что должна отойти на второй план. «Ни избранный президент, ни я не предлагаем этот пакет стимулирующих мер, не оценив последствий для долгового бремени страны, — говорится в заявлении Йеллен. — Но прямо сейчас, когда процентные ставки находятся на исторически низких уровнях, самое умное, что мы можем сделать, — это действовать по-крупному. Я уверена, что в долгосрочной перспективе выгоды сильно превысят издержки, особенно если мы позаботимся о том, чтобы помочь людям, которые испытывали трудности в течение очень долгого времени».
Государственный долг США достиг $21,6 трлн, превысив размер ВВП.
Позиция Йеллен должна обеспечить дополнительную поддержку в реализации предложенных Байденом мер, которые он представил на прошлой неделе. Байден хочет, чтобы Конгресс одобрил их сразу после его инаугурации. Его план предусматривает предоставление финансовой помощи штатам, прямые выплаты гражданам, продление дополнительных федеральных выплат безработным, увеличение налоговых вычетов на детей и финансирование мер по борьбе с пандемией коронавируса.
Все это — в дополнение к принятому весной первому пакету антикризисных мер на $2,2 трлн и второму пакету на $900 млрд, одобренному Конгрессом и администрацией Дональда Трампа в декабре.
Йеллен, судя по тексту ее выступления, хочет не просто помочь экономике деньгами, но ребалансировать ее, чтобы во время выхода из кризиса постараться решить мешающие ее развитию проблемы, связанные с глубоко укоренившимся имущественным и расовым неравенством. «Люди беспокоятся, что восстановление [экономики] будет К-образным. Но еще до того, как первый американец заразился ковидом, мы жили в К-образной экономике — такой, где богатство увеличивало богатство, а уровень жизни работающих семей снижался все больше и больше. Особенно это касается людей с другим цветом кожи, — считает Йеллен. — Мы должны восстановить нашу экономику так, чтобы она обеспечивала большее процветание для большего числа людей, и добиться, чтобы американские работники могли успешно конкурировать в становящейся все более конкурентной мировой экономике».
Принятие антикризисного пакета является приоритетом команды Байдена. Но она также готовит еще один многомиллиардный план, который должен поддержать экономическое развитие с помощью государственных инвестиций в инфраструктуру, зеленую энергетику, здравоохранение и образование. По крайней мере частично эти расходы будут финансироваться за счет повышения налогов на богатых людей и компании.
Ряд высокопоставленных республиканцев уже выступил с критикой некоторых аспектов фискального плана Байдена, но другие надеются, что будет возможность достичь компромиссов. Йеллен обещает стремиться к реализации целей Байдена «на двухпартийной основе».
Фьючерсы на американские индексы выросли к 15.00 мск в преддверии выступления Джанет Йеллен и публикации отчетности рядом компаний, включая Bank of America, Goldman Sachs и Netflix: фьючерс на S&P 500 — на 0,7%, на NASDAQ 100 — на 0,9%. Йеллен «держит в руках ключи от беспрецедентного бюджетного финансирования», считает Людовик Субран, главный экономист Allianz: «Людей обнадежит ее исключительно прагматичный подход к борьбе с кризисом, схожий с тем, как она действовала во главе ФРС».
Йеллен также шутит, что подготовиться к слушаниям в Сенате ей помогла семейная жизнь. В выступлении она называет своего мужа, лауреата Нобелевской премии по экономике Джорджа Акерлофа и сына Роберта «не только прекрасными людьми, но и прекрасными – и самоуверенными – экономистами». Поэтому Йеллен «привыкла дома спорить об этих вещах». «Давайте поспорим и в Сенате», – предлагает она.
Перевел Михаил Оверченко