Банк России хочет покончить с продажей инвестиционных продуктов под видом страховок. Он разработал проект указания, которое установит правила продаж полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ). Это позволит «исключить недобросовестные практики по введению потребителей в заблуждение относительно отдельных характеристик таких продуктов», считает регулятор. Проще говоря, новые требования сделают невыгодными массовые продажи полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни, ставших символом мисселинга и красной тряпкой для ЦБ.
Что не так с ИСЖ и НСЖ
Эти полисы, сочетающие рисковое страхование жизни с инвестициями и накоплениями, стали выводиться на массовый рынок в 2012–2013 гг., когда ставки по вкладам начали снижаться после взлета в кризис 2008–2009 гг. Основные продажи шли через банки, которые поставили дело на поток, позиционируя такие полисы как альтернативу вкладам, которая может принести больший доход. А вот о рисках потери инвестиционного дохода и того, что в отличие от вклада они не застрахованы, банкиры сообщали далеко не всегда. Банки начали с ИСЖ и превратили его в основной фактор роста страхового рынка. Премии страховщиков стремительно росли и на пике, в 2018 г., составили почти 300 млрд руб.
К тому времени пошли первые выплаты, и они оказались меньше тех, что сулили вкладчикам при продаже полисов, а зачастую и ставок по депозитам. Для людей это стало огромным разочарованием — это слово используют руководители ЦБ во главе с председателем Эльвирой Набиуллиной и ее первым заместителем Сергеем Швецовым.
Вкупе с действиями ЦБ по ужесточению продаж этого вида страховок продажи ИСЖ с 2019 г. пошли на спад. На смену ему пришло НСЖ, его продажи за девять месяцев 2020 г. выросли на 29%.
Не договорились
Банки продолжают предлагать ИСЖ и НСЖ под видом вкладов с повышенной доходностью, но часто не информируют граждан об особенностях и рисках таких продуктов, их отличии от вкладов, сообщил в начале января ЦБ. Поэтому он рекомендовал страховщикам и их агентам ограничить продажи ряда страховых продуктов с инвестиционной составляющей из-за высоких инвестиционных рисков и сложности этих инструментов для граждан без специальных финансовых знаний. В письме регулятора речь шла о полисах ИСЖ и НСЖ, предусматривающих условие о единовременной уплате страховой премии либо выплат, которые, в соответствии с их условиями, зависят от значений финансовых активов.
Под эти критерии подпадает лишь часть продуктов ИСЖ и НСЖ, отмечал вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин: подавляющее большинство продуктов ИСЖ и НСЖ имеют установленные (в абсолютных значениях) в момент заключения договора страховую сумму и выкупные суммы, а условия договоров позволяют получить по окончанию действия договора как минимум 100% внесенных средств.
Теперь регулятор готовится сделать следующий шаг. На этот раз действовать он будет не словами, а рублем.
Что предлагает ЦБ
Для ограничения продаж потребителям исключительно инвестиционных продуктов под видом страховых ЦБ предлагает усилить их рисковую составляющую.
Так, полисы ИСЖ позиционируются страховщиками как полисы с рисковой (на случай смерти) и инвестиционной компонентой. Поэтому страховщики будут обязаны включать в правила страхования условие о том, что страховая защита по ИСЖ начинает действовать с момента уплаты первого взноса, а в случае смерти застрахованного лица выплата должна составлять не менее двукратного размера страховой премии.
Кроме того, ЦБ считает необходимым предусмотреть защиту капитала и вмененную доходность по любому договору ИСЖ и краткосрочному (на срок менее семи лет) НСЖ. В конце действия договора клиент сможет получить доход в дополнение к возврату уплаченной страховой премии.
Защита капитала будет действовать и на случай отказа потребителя от инвестиционной страховки: до уплаты третьего взноса клиент сможет вернуть уплаченные страховые взносы в полном размере.
К чему это приведет
Предложения Банка России требуют детальной проработки, так как предложенный подход меняет экономику страховых продуктов, сокращает возможности для конкуренции и индивидуализации, говорит Дубровин.
По мнению союза, требования фактически направлены на полное исключение любых недопониманий при приобретении полисов страхования жизни. Страховые продукты стандартизируются, но одновременно происходит сворачивание широкой продуктовой линейки.
Выплаты двукратного размера по риску смерти существуют и сейчас, но не во всех продуктах, поэтому в данном случае скорее речь идет о стандартизации, считает Дубровин.
А вот требование о возврате 100% взносов до уплаты третьего взноса, по его словам, «серьезно меняет существующие практики и экономику продукта». Договоры бывают с ежеквартальными и ежегодными взносами соответственно, третий взнос может приходиться на третий год, и это означает, что период охлаждения становится многолетним, — и это при том, что страховщик несет серьезные расходы с первого дня. Это расходы на ведение дел (РВД), аквизиционные расходы (на продажу полиса), формирование резервов, комиссия депозитария, комиссия за приобретение ценных бумаг и т.д., перечисляет он.
Такая «стандартизация» ударит по рынку и сделает страхование жизни менее выгодным по сравнению с другими финансовыми продуктами, а главное — сокращает потенциал для развития продуктовых сервисов и инноваций, резюмирует Дубровин.
Страховые компании не ответили на запросы VTimes.