Успешно атаковав несколько хедж-фондов, игравших на понижение акций ритейлера GameStop, частные трейдеры решили переключиться на рынок серебра. Это привело к притоку значительных средств на рынок и взлету цены до уровня 2013 г. после того, как один из пользователей на форуме дей-трейдеров WallStreetBets на социальной платформе Reddit призвал покупать паи крупнейшего серебряного биржевого фонда и опционы.
Таким образом, по его мнению, можно «прижать» банки, поставив их в сложное финансовое положение.
На утренних торгах в Лондоне цена серебра взлетела на 11% до $30 за унцию и затем колебалась около этого уровня. По итогам дня это может оказаться самым значительным ростом в процентном выражении с 2008 г. На прошлой неделе, когда трейдеры Reddit уже начали переходить на рынок серебра, оно подорожало на 6%. Также выросли акции ряда компаний, занимающихся добычей металла.
«Это поход дураков, финансовая анархия; кому-то придется несладко», — уверен профессиональный трейдер Росс Норман, который уже давно торгует драгоценными металлами.
На прошлой неделе пользователь TheHappyHawaiian написал в WallStreetBets, что массовая покупка паев биржевого фонда iShares Silver Trust «заставит [управляющую им компанию BlackRock] доставлять физическое серебро» в хранилища, поскольку оно служит обеспечением фонда. Это, по мнению пользователя, нанесет удар по финансовому положению банков, имеющих короткие позиции (шорты) на рынке фьючерсных контрактов на серебро.
Было бы «потрясающе» заставить крупные банки «дорого заплатить» за игру на понижение серебра, написал TheHappyHawaiian. Этот боевой клич отражает настроения пользователей WallStreetBets, праздновавших на прошлой неделе победу над рядом хедж-фондов, которые понесли большие убытки, играя на понижение акций GameStop. В частности, фонд Melvin Capital закрыл шорты, потеряв $3,75 млрд.
В пятницу, по данным BlackRock, фонд iShares Silver Trust зарегистрировал крупнейший дневной приток средств с момента формирования в апреле 2006 г.: было куплено 37,05 млн паев почти на $1 млрд.
Попытка розничных трейдеров «прижать» держателей шортов, вынудив их закрывать позиции и покупать серебро, тем самым еще сильнее толкая его цену вверх, напоминает серебряный пузырь, который надулся в 1979–1980 гг. усилиями американских миллиардеров братьев Хант. Пытаясь поставить рынок серебра под контроль, они скупали фьючерсы и физический металл и в какой-то момент контролировали около половины его мировой добычи. Из-за нехватки серебра на рынке цена выросла с $5 до более $50 за унцию, но у Хантов не хватило денег, когда биржа и брокеры повысили требования по гарантийному обеспечению. 27 марта 1980 г., в день, известный как «серебряный четверг» или «черный четверг», цена металла рухнула вдвое. Ханты были осуждены за манипулирование рынком.
В 1998 г. цена серебра взлетела на 90% до 10-летнего максимума, когда стало известно, что Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта тихо сформировала огромную позицию на рынке.
Но розничным трейдерам сегодня будет гораздо сложнее повлиять на цену серебра, чем на цену акций одной компании, говорят аналитики. Рынок серебра — гораздо более ликвидный, на нем больше игроков. Кроме того, существует еще крупный внебиржевой рынок, где банки проводят операции с металлом для клиентов. «Мы уверены, что влияние розничных инвесторов на серебро долго не продлится», — написали в отчете аналитики Commerzbank.
По последним данным Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов, в ноябре объем торгов серебром составил $6 млрд. Только в лондонских хранилищах содержится около 33 475 т серебра, которое оценивается в $23,8 млрд, сообщила ассоциация в январе.
Цена золота слабо изменилась на торгах в понедельник. К 15.20 мск она поднялась на 1% до $1866,7 за тройскую унцию. Она колеблется в диапазоне $1830–1880 с 8 января.
Норман называет выбор частными трейдерами банков в качестве своей цели безосновательным, поскольку с помощью фьючерсов те просто хеджируют стоимость своих серебряных активов. То есть банки не спекулируют и не играют на понижение цены серебра, как хедж-фонды в случае с GameStop.
«Неправильно говорить, что у банков открыты короткие позиции. С точки зрения цены, их позиции нейтральны, у них есть длинные и короткие позиции, которые взаимозачитывают друг друга», — объясняет Норман.
Перевел Михаил Оверченко