Инвесторы по всему миру продолжают обсуждать историю с GameStop: частные трейдеры объединились против игравших на понижение хедж-фондов и обыграли их.
Возможно ли подобное в России? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что произошло в Америке и есть ли необходимые условия у нас.
Первому игроку приготовиться
GameStop — сеть из 5500 магазинов видеоигр и устройств для них (контроллеры, наушники, устройства виртуальной реальности, карты памяти и др.) в США, Европе и других странах. Продажи составляют $5,2 млрд, но падают, убыток в последний год — $270 млн.
Компания образовалась во время бума «доткомов», акции торгуются с 2002 г., тогда они стоили $10. Пиковая цена — около $60 — была достигнута в 2007 г., прошлой осенью вернулась к $10. А на последнем закрытии акция стоила $90.
А вот масштаб колебаний за последний год — от $2,5 до $483 — выглядит очень необычно. Объяснение тут такое: трейдеры прознали о том, что больше 60 млн акций проданы вкороткую. Последние пять лет цена акций снижалась, и хедж-фонды эксплуатировали эту тенденцию: они продавали занятые у брокеров акции, а затем, по мере снижения цены, покупали на рынке и возвращали брокерам.
Частные трейдеры решили, что предсказуемый и прибыльный бизнес противоречит принципу эффективного рынка — нельзя просто так зарабатывать на том, что многим хорошо известно. Они скоординировались при помощи Reddit и начали скупать акции, поднимая их курс. Игроки вкороткую были вынуждены откупать бумаги обратно и потеряли уже порядка $20 млрд. Это втрое больше капитализации самой GameStop ($6 млрд).
Против кого дружим
Понятно, что цель трейдеров состоит не в том, чтобы поощрить менеджмент GameStop за героическую работу. Дело не сводится и к обиде на посягательство на принципы эффективного рынка — наоборот, «шортисты» опускали цены акций компании, работающей в малоперспективном сегменте. Причина кроется явно в чем-то большем.
Действительно, на днях статью про GameStop написал даже патриарх фондового рынка Леон Куперман. Он 20 лет проработал в Goldman Sachs, дослужился до партнера, а ныне владеет фондом Omega Advisers, управляющим в основном его собственным $3-миллиардным состоянием.
Куперман пишет о проблеме разжигания ненависти к богатым, которая дошла до коллективной расправы над хедж-фондами при помощи социальных сетей. Он упрекает топовых политиков Берни Сандерса, Элизабет Уоррен и Александрию Окасио-Кортес, которые спекулируют на зависти к богатству и успеху. Вдохновленные их пропагандой игроки, координируя действия через Reddit, устраивают богатым «арабскую весну» даже не ради того, чтобы отнять и поделить, а ради того, чтобы покарать за деловой успех.
Больше всего в истории GameStop пострадал хедж-фонд Melvin Capital, который в 2014 г. основал Габриэль Плоткин. Под управлением этого фонда находятся $8 млрд. Вся 20-летняя карьера Плоткина протекала в хедж-фондах — сперва в Citadel ($35 млрд под управлением), а потом — в SAC Capital ($16 млрд). Он много лет успешно работал на рынке, в общем по правилам и обратил внимание на акции GameStop, которую счел переоцененной.
Важное уточнение. Таково было мое начальное предположение: Плоткин — это такая трудолюбивая пчелка-аналитик, которая дни и ночи штудирует отчеты компаний. Но, возможно, все не так однозначно. Плоткин основал свой Melvin Capital, уйдя из SAC, который прокуроры обвинили в инсайдерской торговле. Был арестован портфельный менеджер Майкл Штейнберг, друг и соратник основателя SAC Стивена Коэна. Фонду пришлось уплатить $1,8 млрд штрафа. Прокуроры указывали, что среди получателей инсайда фигурировал и Плоткин.
Так ведь и Купермана не так давно, в 2016 г., обвиняли в инсайдерской торговле. Патриарх инвестиций не признал вину, но заплатил штраф в $4,9 млн. Таких примеров много. В конце прошлого года SEC уведомила, что выплатит $100 млн информатору, сообщившему о крупных махинациях. Каковы же будут штрафы при такой премии?! Куперман зря кивает на Гейтса и Безоса. Гнев социальной торговли обрушился отнюдь не на всех богатых.
Трейдерами, организовавшимися через Reddit, руководит отнюдь не зависть к богатым и не только жажда наживы, но и оскорбленное чувство справедливости, требующее обуздать больших хищников, которые продолжают плодиться и богатеть, несмотря на все штрафы. Раньше неприязнь копилась себе и копилась, а теперь появились инструменты — социальные сети, которые позволяют объединиться и пойти доказать доисторическим акулам, что появились хищники покрупнее. А новых игроков с неиспорченными представлениями о справедливом устройстве рынка появились миллионы. Рынок стихийные расправы, конечно, не стабилизируют, они увеличивают издержки брокеров, которым приходится увеличивать резервы. Ничего удивительного в том, что Robinhood ограничил торговлю подобными бумагами. Как и в том, что политики, упомянутые Куперманом, требуют вернуть массовому игроку свободу действий.
Не с кем воевать
Может ли такая ситуация повториться в России? Почему бы и нет, если будут необходимые компоненты. Социальные сети есть, тут никаких проблем. Далее — нужен аналог GameStop. На эту роль подходят компании, которые кажутся значительно переоцененными и не платят дивиденды. Также должно быть известно, что крупные игроки зашортили ее акции на очень большую сумму.
Но этого мало. В истории с акциями GameStop сама компания играет минимальную роль. Даже если на российском рынке появится своя GameStop, нужна еще причина, чтобы тысячи игроков сконцентрировались именно на ней. Для этого нужна не просто цель, а, во-первых, достижимая и, во-вторых, достижимая только сообща.
Необходимы Коэн, Куперман и все сообщество сверхуспешных, гениальных, глянцевых управляющих, про которых известно, что они частенько платят миллиардные штрафы за работу без белых перчаток. Которые уже жалуются, что популярные (реально популярные!) политики вроде Сандерса разжигают к ним ненависть.
Популярные политики тоже нужны. В общем, рынку необходим тот Васька, который слушает да ест, несмотря на всю антикоррупционную риторику в его адрес. Задача наказать Ваську должна захватить народные массы. И даже если проучить большого Ваську пока не удается, можно начать с какого-нибудь обжоры поменьше.
А пока наши управляющие не мозолят всем глаза своим богатством и не учат всех жить, сильные страсти не разгораются. Вряд ли рядовые игроки отвлекутся от обычной торговли ради того, чтобы наказать какую-нибудь тихую мышь, которая получает через потайной канал сведения об эмитенте. Игроки доверят наказание такой мыши тем, кто будет ее ловить за зарплату, по должностной обязанности. Сорганизовать игроков на самосуд над каким-нибудь мелким пройдохой вряд ли удастся.
Смогут ли наши «физики» поднять курс акций русской GameStop в 100 раз? Они совершают 40% оборота акциями на Московской бирже, но значительная его часть приходится на роботов. Вряд ли частные инвесторы прямо сейчас способны на такое.
Для этого нужны две предпосылки. Во-первых, чтобы они влияли на курс сильнее, чем зарубежные инвесторы. К примеру, если они будут покупать акции какого-нибудь бигтеха (в том числе и отечественного), то американские инвесторы будут попросту им продавать эти акции. Конечно, в принципе, наши инвесторы могут позвать на помощь зарубежных или, наоборот (что кажется более вероятным), влиться в их ряды. Во-вторых, лучше, чтобы акции были низколиквидны, чтобы на бирже их обращалось меньше. Но тогда и вероятность того, что их можно шортить, тоже меньше.
Дорастем ли мы до такого состояния, когда молодые трейдеры сорганизуются через TikTok и разорят какого-нибудь отечественного «Плоткина», чтобы проучить «Коэна», а может быть, даже и самого «Купермана» — глянцевых миллиардеров, которые учат окружающих добродетели и призывают не раскачивать лодку? Сейчас для сброса стресса у нашей публики есть более простые и визуально привлекательные объекты, чем хедж-фонды.
Аудитория еще не стала настолько массовой, чтобы возненавидеть и задавить сообща какого-нибудь некорректного игрока. К тому моменту, когда она достаточно вырастет, технологии могут изменить ее очень сильно. В ближайшее время мы, вероятно, станем больше слушать ассистентов на основе искусственного интеллекта. А они будут действовать рационально. Если окажется, что выгодно сообща покупать акции GameStop, то они, конечно, могут на это пойти, но, скорее всего, лишь до тех пор, пока позволяет система риск-менеджмента. Эмоций-то у них нет.