Критика современного высшего образования часто сводится к тому, что университеты плохо готовят кадры. Согласно исследованию Центра мониторинга развития промышленности, 52% руководителей российских предприятий считают, что студентам вузов не хватает практической подготовки. Возможно ли заново настроить связи между высшей школой и рынком труда и кому для этого нужно измениться — бизнесу или университету?
Как бизнес может настроить связи с университетом
Работодатели часто критикуют вчерашних студентов за то, что те «ничего не знают», да и от самих выпускников можно услышать фразу «университет мне ничего не дал, я всему научился на работе». Да, молодые специалисты не умеют работать по имеющемуся стандарту, и их приходится доучивать на рабочем месте. Но почему-то никто не задается вопросом: может быть, стандарт уже устарел или само место, куда пришел выпускник, требует трансформации.
Говорить о качестве образования в отрыве от того, что происходит вокруг, нельзя. Университет — это один из элементов социальной структуры общества. И когда мы говорим, что нужно повышать качество образования, отправлять студентов на передний край науки, делиться последними достижениями и передовыми моделями, мы не учитываем главного. Когда выпускник выходит за пределы университета в реальный сектор экономики, где нет цели развиваться, он профессионально разочаровывается.
В идеальном мире — и сегодня можно найти такие примеры — подготовкой будущих специалистов занимается сам бизнес в партнерстве с университетом. Компании и корпорации дают фактуру образовательному пространству и учат студентов в своих бизнес-процессах и проектах. В ТюмГУ есть пример такого партнерства с компанией «Газпром нефть», чьи эксперты работают со студентами, используя в процессе обучения реальные бизнес-задачи компании. Университет в данном случае не только предоставляет площадку, но и сопровождает весь процесс, помогая студентам критически осмысливать происходящее.
Почему бизнес этого не делает
Однако у самого бизнеса не появится мотивация заходить в пространство университета со своими практиками, технологическими задачами и экспертизой, пока в экономике нет запроса на изменения. Их можно понять: это требует значительных человеческих и финансовых затрат. А при общем векторе на недорогую рабочую силу и минимальное воздействие на текущие процессы — это попросту неэффективно.
Сегодня российские бизнес-практики во многом устаревают, культура менеджмента только формируется, а массовый запрос на специалистов, готовых к разработке и внедрению передовых технологий, отсутствует. Политика бизнеса — быстро использовать недорогую рабочую силу и не обращать внимание на «текучку». Более того, в стране очень короткий горизонт планирования: многие компании не мыслят дальше, чем на пять лет. На рынке чаще всего есть запрос на трудовые функции, для выполнения которых вообще не нужны выпускники университетов. А диплом о высшем образовании в требованиях к вакансии появляется как свидетельство «социальной нормальности», пережиток ускоренной массовизации высшего образования 1990–2000 годов.
Какие последствия могут быть
Нам необходимо говорить о повышении качества профессиональной жизни в целом. Обучение в университете — это четыре-шесть лет, а дальше человеку предстоит пройти почти полвека профессиональной деятельности, которая должна приносить удовлетворение, а не разочарование. А ведь если получивший хорошее высшее образование человек не сможет себя реализовать в экономике страны, он реализует себя в другом месте – эмигрирует. Значит, государственные инвестиции в его образование не окупятся, а это проблема для социально-экономической политики страны в целом.
В прошлом веке в условиях индустриального типа хозяйствования был запрос на инженерные кадры, а необходимость их массовой подготовки привела к тому, что программы высшего образования стали узкопрофессиональными, настроенными на рабочее место, что привело к утрате традиционных функций университета. Тогда после университета человек мог всю жизнь проработать инженером на одном заводе, но сегодня такое уже сложно представить.
Поэтому университетам необходимо вернуться к той роли, которую они играли исторически. Мы не можем редуцировать образование до узкопрофильной подготовки, поскольку цикл жизни любой технологии сегодня составляет в среднем пять лет и примерно столько же студенты учатся на любой образовательной программе. К моменту выпуска полученные знания студента уже не будут актуальными.
Как изменится университет в будущем
Резонно будет звучать вопрос о том, что же требуется от университетов в этом процессе. Мы часто слышим, что якобы в современном обществе, учитывая технологический прогресс, произошедшие и происходящие события, меняется и роль учебных заведений. Однако эта роль осталась прежней, более того, — она никогда не менялась.
Университет — это в первую очередь среда. Именно здесь формируется модель мышления, в том числе в рамках выбранной профессии. Студент учится не только основам профессии, но и способам говорения о ней, может препарировать свою профессиональную деятельность с точки зрения ее социальной функции и связи с другими профессиями, использовать свои навыки в других областях и видах деятельности.
Нельзя отрицать и стремительную цифровизацию всех процессов. Поэтому университета в классическом понимании не будет уже в обозримом будущем. Скорее всего, он будет представлять собой некий хаб – место погружения в лучшие практики со всего мира и их критическое осмысление в кругу единомышленников.
Идеальный университет будущего — тот, который не только транслирует культурную и деятельностную норму, но и развивает ее. А это невозможно, если университет не открыт для технологических предпринимателей, инвесторов, исследовательских институтов и других компаний, у которых есть запрос на формирование или осмысление этой нормы.