Бывший исполнительный директор ныне ликвидированной «Открытой России» Андрей Пивоваров и экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков оказались вырезаны из предвыборной гонки: первый не успел покинуть страну и теперь под следствием в СИЗО, второй страну покинул — под угрозой уголовного преследования. Оглядываясь на традиции российских выборов, эксперты и так высказывали сомнение, что яркие оппозиционные политики до кампании будут допущены. Окружение обоих политиков утверждает, что они вели переговоры о выдвижении с «Яблоком», однако однозначного ответа не получили — якобы из-за того, что основателю партии Григорию Явлинскому выдали стоп-лист в Кремле. В «Яблоке» это категорически отрицают: съезда, а значит, и выдвижения еще не было, но и Гудкову, и Пивоварову партия не отказывает. Заочный конфликт между оппозиционерами для российской политики явление традиционное. В сухом остатке протестно настроенный избиратель рискует получить бюллетень, в котором не будет либералов, а партия «Яблоко» лишится поддержки других демократов.
Андрей Пивоваров
Андрея Пивоварова сняли с самолета Санкт-Петербург — Варшава в аэропорту «Пулково», он собирался на отдых. То, что он не собирался покидать страну, а действительно летел в отпуск, VTimes подтвердили три человека из окружения политика — в Европе у него должна была быть лишь пересадка в Грузию (Польша для российских туристов закрыта).
Официальная претензия к Пивоварову — участие в деятельности иностранной неправительственной организации, признанной нежелательной на территории России (ст. 284.1 Уголовного кодекса). Дело было возбуждено в Краснодаре — спустя два дня после официальной ликвидации «Открытой России». Поводом стал пост в Facebook. На суде политик заявил, что настоящая причина его преследования — участие в выборах в Думу.
До ареста Пивоваров о намерении баллотироваться не заявлял, однако 9 июня сторонники политика опубликовали уже готовый предвыборный ролик, снятый, очевидно, до того, как он был арестован. Соратник Пивоварова и бывший пресс-секретарь «Открытки» Игорь Прилипко рассказал VTimes, что ролик снят 19 мая, но его не публиковали, ожидая окончания переговоров о выдвижении Пивоварова от партии «Яблоко».
«Андрей может выдвигаться от „Яблока“ и из СИЗО. 3 и 4 июля в Москве будет проходить съезд партии, где они определят кандидатов по одномандатным округам. С начала года у Андрея шли довольно позитивные переговоры с партией, которые я от его лица готова продолжать. Очевидно, что выдвижение по подписям не позволит Андрею быть в бюллетене, так как по опыту выборов в Мосгордуму подписи будут признаны недействительными. Сейчас у „Яблока“ есть хороший шанс доказать, что их заявления о поддержке политзаключенных — не пустые слова», — заявила VTimes экс-координатор «Открытки» Татьяна Усманова.
Пресс-секретарь «Яблока» Игорь Яковлев пояснил VTimes, что от заявки Пивоварова партия не отказывается. «Заявку рассматривает региональный совет московского отделения — поскольку он собирается идти в Москве. А окончательное решение будет принимать съезд», — сказал Яковлев.
Закон действительно позволяет баллотироваться человеку, который находится под следствием, но не осужден. Однако де-факто это затруднительно: документы о регистрации в избирком необходимо подавать лично либо при наличии доверенности от нотариуса, а последнего в следственный изолятор запросто могут не допустить.
Дмитрий Гудков
Обыски у Дмитрия Гудкова и его семьи прошли на следующий день после задержания Пивоварова и по официальной версии никак с последним не связаны. Экс-депутат Госдумы VI созыва от «Справедливой России» стал подозреваемым по делу о причинении ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (п. «б» ч. 2 ст. 165 УК). По делу также проходит его тетя Ирина Ермилова. Речь идет о неуплате долга по договору аренды нежилого помещения в 2015–2017 годах. Потерпевшим выступает департамент городского имущества, который является собственником помещения. Политика задержали на 48 часов, суд меру пресечения так и не избрал, и его отпустили.
6 июня политик выехал из страны в Киев. По словам Гудкова, еще в начале весны он планировал баллотироваться в Госдуму. «Меня откровенно предупредили, что, если я не откажусь от идеи стать депутатом Госдумы, мой вопрос „будет решать товарищ майор“. Уголовное дело, 13 обысков с участием более 170 силовиков, два дня на Петровке и взятие в заложники родственников убедили меня, что это не блеф. После изолятора на Петровке (ГУВД Москвы) мне четко сказали: либо уезжай, либо вопрос о твоем неучастии в выборах будет решен „любым способом“», — написал он на своей странице в Facebook. Он уточнил, что покушение и тюремное заключение Алексея Навального, разгром его штабов, «Открытой России» и арест Андрея Пивоварова подтолкнули его к мысли о «необходимости временно покинуть Россию».
Гудков утверждает, что в последнее время он «не питал иллюзий» и лишь откладывал заявление о том, что в выборах участвовать не сможет. «Если честно, я знал, что на „Яблоко“, единственную партию, от которой я мог бы избираться, не подвергаясь унизительной и бессмысленной процедуре „сбора подписей“, оказывался сильнейший нажим, — написал Гудков. — В мае один из руководителей партии честно сообщил мне, что „вопрос о твоем выдвижении очень сложный, т. к. у партии уже есть свой кандидат на твой округ“. Мне было вежливо сказано, что вопрос о „возможности моего выдвижения будет решать только съезд в конце июня“, но „никаких гарантий мы дать не можем“, как и сделать на этот счет публичные политические заявления. Думаю, мой выезд из РФ снимает с „Яблока“ большую головную боль, и я желаю тем демократическим кандидатам, которые, наверное, от „Яблока“ будут выдвинуты, победы на выборах».
1 июня, пока шли обыски у Гудковых и его команды, «Яблоко» выразило поддержку политикам. Игорь Яковлев тогда подчеркнул, что консультации по вопросу выдвижения Гудкова в качестве кандидата на пост депутата Госдумы от «Яблока» продолжаются. По его словам, по этому вопросу были достигнуты предварительные договоренности.
В 2016 году политик выдвигался в Госдуму также от «Яблока» по Тушинскому одномандатному округу. Он набрал 20,4% голосов и проиграл главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко, который набрал 26,04%. Гудков также входил в федеральную десятку «Яблока», однако партия не преодолела пятипроцентный барьер.
«Яблоко»
На сегодня сомнений, что «Яблоко» будет единственной демократической партией в бюллетене в сентябре, нет. На имидже партии не может не отразиться диалог с оппозиционерами, которых партия не выдвинет. Собеседник в окружении Гудкова рассказал VTimes, что политику якобы было заявлено о стоп-листе из ряда фамилий, который основателю партии Григорию Явлинскому якобы выдали в администрации президента как условие участия в выборах всей партии.
Лидер «Яблока» Николай Рыбаков это категорически отрицает. «Я не хочу комментировать слухи о том, кто куда ходит и что получает, — распространять их просто недостойно. „Яблоку“ не привыкать к давлению и прессингу. Наших кандидатов убивали — Щекочихин, Юдина, другие. Да, сейчас прессинг стал массовым. Если кто-то из тех, кто увидел прессинг на нас только сейчас, — это к ним вопрос, — сказал политик VTimes. — Нужно понимать, ни один кандидат не имеет никакого обещания быть выдвинутым. Никто в „Яблоке“ не может такого обещать. Выдвигает только съезд. Даже кандидатуры, которые предлагает федеральный политкомитет, в итоге кто-то поддерживает, кто-то нет. Никто у нас таких гарантий не дает. Переговоры с Гудковым и Пивоваровым действительно велись. В прошлый раз была схожая ситуация, но, несмотря на слухи, Дмитрий Гудков у нас шел не только в округе, но и в федеральной десятке».
Рыбаков боится, что сейчас предвыборная ситуация складывается совсем не в пользу демократов. «Самое опасное, что может сейчас случиться, — это вместо того, чтобы поддержать партию, которая ни разу не изменяла своим принципам, начнется дискуссия ходить или не ходить на выборы. Это идеальная картина для Кремля», — подчеркнул Рыбаков.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен с тезисом Рыбакова. «Чем больше конфликтов у оппозиции — тем лучше для Кремля. Есть такой психологический момент — разочарование в более близком идеологически является более сильным и эмоциональным, чем если речь идет о полноценном противнике. «Яблоку» будет непросто. С одной стороны, у демократического избирателя будет мысль, что неплохо бы партии быть в Думе, все-таки будут озвучены близкие программы, да, с компромиссами, ограничителями, но все же идеологически близкая сила. В Думе либералов не было, за исключением отдельно взятого младшего Гудкова, с 2003 года, — рассуждает Макаркин. — С другой стороны, есть обида. Это не только внутренние конфликты, но и статья Явлинского, и осторожное в целом позиционирование «Яблока».
Речь идет о статье Григория Явлинского об Алексее Навальном: Явлинский назвал его политическую стратегию «опасной и тупиковой». Возмущение общества вызывало не содержание, а тот факт, что вышла она сразу после того, как суд отправил оппозиционера в колонию.
«Нужно понимать, что тут проблема взаимных обид, не только в сторону „Яблока“, — говорит Макаркин. — У Гудкова исторически сложные отношения с „Яблоком“. То он был на выборах в Думу с ними, то он делал свою партию с Собчак (речь о „Гражданской инициативе“), то они не стали его выдвигать с московские мэры. Как часто бывает в политике, не бывает однозначно правых и виноватых».
Политолог Аббас Галлямов отмечает, что важным фактором выборов является и то, за кого перед выборами призовет голосовать из тюрьмы Алексей Навальный. «Партия „Яблоко“ сама по себе недоговороспособна уже давно. Письмо Явлинского основательно подорвало электоральные перспективы партии, и „Яблоко“ толком не пытается их исправить. У них есть отдельные сильные кандидаты, тот же Борис Вишневский и Лев Шлосберг, но сейчас им постараться надо сильно. Поэтому протестную прибавку могут вновь получить коммунисты, как это бывало и раньше, — демократы помнят, что Навальный не считал проблемой голосовать за КПРФ. А за последнее время они вели себя в Думе протестно, например, против закона о запрете участвовать в выборах всем причастным к экстремистским организациям», — сказал Галлямов. Определенный шанс собрать протестный потенциал есть и у «Новых людей», однако, по словам эксперта, пока яркой кампании партия просто не ведет.
Кремль «всеми силами пытался вбить клин между оппозиционными партиями», резюмирует политолог. «Нет никаких сомнений, что люди уровня Гудкова выиграли бы у любого единоросса в любом городе страны, проведи они достойную кампанию, — подчеркнул Галлямов. — У партии власти антирейтинг превышает рейтинг. Поэтому сейчас поспешно ликвидируют не только потенциальных кандидатов, но и потенциальные очаги недовольства».