Газета The New York Times (NYT) воссоздала хронологию убийств в марте украинских граждан вдоль улицы Яблонской в Буче, где было найдено особенно много погибших. По результатам восьмимесячного расследования все события отслежены вплоть до минуты с помощью видео с камер наблюдения, перехваченных телефонных разговоров российских солдат (в том числе во время звонков с телефонов жертв), расшифрованных радиосообщений, показаний свидетелей и пр.
Массовыми убийствами гражданских лиц и тех, кого подозревали в связях с украинской армией, на Яблонской занимались военнослужащие 234-го десантно-штурмового полка под командованием подполковника Артема Городилова, делает вывод NYT, опираясь на найденные свидетельства.
О том, что военнослужащие дислоцированного в Пскове 234-го полка 76-ой десантно-штурмовой дивизии ВДВ Вооруженных сил России находились в Буче, уже было известно. Некоторых из них идентифицировали, например, журналисты Reuters в расследовании, которое вышло 5 мая. А в апреле советник руководителя офиса президента Украины Алексей Арестович опубликовал перечень российских частей и подразделений, которые могли быть причастны к военным преступлениям в Буче, Гостомеле, Ирпене; в их числе был и 234-й полк.
После освобождения улицы этих городков Киевской области были усеяны трупами мирных жителей, у многих были связаны руки за спиной; людей пытали и расстреливали, некоторые тела пытались сжечь. Российские власти называли все сведения о массовых убийствах постановками и провокациями.
Расследование NYT показывает, что убийства были «частью сознательных и систематических, безжалостных действий по обеспечению пути на Киев». Солдаты «допрашивали и расстреливали невооруженных мужчин призывного возраста и убивали тех, кто случайно оказывался у них на пути, будь то семьи с детьми, пытавшиеся выбраться из города, местные жители, вышедшие в магазин или просто ехавшие домой на велосипеде».
Газета публикует видеоматериал по итогам расследования.
Кого убивали
Всего NYT идентифицировала 36 человек, убитых на Яблонской. У большинства в свидетельствах о смерти ее причиной названы пулевые ранения. Среди них – 52-летняя Тамила Мищенко и ее 14-летняя дочь Анна; они были среди четырех женщин, которые пытались выехать из Бучи на автомобиле. Его расстреляли десантники.
Погибшие не были случайными жертвами, они не попали, например, под перекрестный огонь. Их убивали сознательно в рамках операции по «зачистке», констатирует NYT. Часть из них – мужчины, которых десантники подозревали в связях с украинскими военными.
Убийства мирных граждан могут считаться уголовным преступлением и расследоваться Международным уголовным судом, а из-за массового и систематического характера они могут быть квалифицированы как преступления против человечности. Западные страны готовят почву для создания специального военного трибунала, где действия России и ее руководства рассматривались бы как преступление агрессии. В Москве такие попытки, конечно, отвергают. «Что касается попыток учредить какие-то трибуналы, они не будут иметь никакой легитимности, не будут нами приняты и будут нами осуждаться», — заявил в начале декабря пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Телефонные переговоры
Жители Бучи рассказали, что на допросах солдаты часто забирали их мобильные телефоны. Журналисты NYT получили у украинских властей доступ к базе данных со всеми звонками и сообщениями, сделанными или посланными в марте из Бучи в Россию. Оказалось, что солдаты регулярно звонили домой родственникам по телефонам жертв, нередко всего лишь через несколько часов после их убийства.
Проанализировав данные по звонкам солдат и профили их родственников в соцсетях, NYT определила личности «двух дюжин военнослужащих 234-го полка»:
Во многих случаях мы поговорили с их родственниками и в нескольких – с самими солдатами, двое из которых подтвердили, что служат в 234-м полку и были в Буче.
Ответственный за убийства
Действиями полка в Буче руководил Городилов. В распоряжении NYT оказались документы, подтверждающие позывной, который он использовал, общаясь по рации с подчиненными. Камеры видеонаблюдения на Яблонской запечатлели некоторые из этих разговоров, что подтверждает: Городилов обеспечивал командование, это подтвердили и двое военнослужащих 234-го полка, с которыми поговорила NYT.
В апреле тогдашний командующий ВДВ Андрей Сердюков присвоил Городилову звание полковника – после того, как появились свидетельства зверств российских военнослужащих в Буче.
Ни Городилов, ни его начальники не объявляли о расследовании событий в Буче. Как старшие по званию, они несут ответственность за действия своих подчиненных, отмечает NYT.