Владимир Путин впервые за 7 месяцев после выдачи ордера Международного уголовного суда на его арест совершает международный визит за пределы СНГ — в Пекин, в попытке получить дипломатическую и экономическую поддержку от главного союзника во время своей войны в Украине и тем самым еще сильнее увеличить зависимость от Китая.
В идеальном раскладе Кремлю нужны большие сырьевые контракты, которые позволят частично компенсировать доходы, утраченные из-за прекращения поставок газа в Европу, современные технологии и официально заявленная твердая поддержка, сказали The Moscow Times независимые эксперты по отношениям России и Китая, энергетике , а также бывший российский высокопоставленный дипломат.
Однако в реальности всего этого Путин может не дождаться, а получить заверения о дружбе, понимании легитимных интересов Москвы и озабоченностей, считает бывший российский дипломат Борис Бондарев, подавший в отставку после вторжения в Украину.
«Этим аргументом как поддержкой Китая Москва, в частности, будет пользоваться в переговорах с глобальным Югом», — считает Бондарев.
В ходе двухдневного визита Путин посетит форум «Один пояс — один путь», в рамках которого Пекин уже 10 лет реализует глобальную инфраструктурную программу, направленную на усиление своего мирового влияния.
Вместе с российским президентом в Пекин прибыл целый десант чиновников — ключевые министры финансового и энергетического блоков правительства. Среди них вице-премьер по энергетике Александр Новак и вице-премьер по технологиям Дмитрий Чернышенко, министр финансов Антон Силуанов, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, глава Сбербанка Герман Греф, а также влиятельные главы «Газпрома» Алексей Миллер и «Роснефти» Игорь Сечин. Кроме того, в составе делегации глава Федеральной службы военно-технического сотрудничества и глава Росфинмониторинга.
Одним из таких проектов, которым Кремль пытается заинтересовать Китай, является газопровод «Сила Сибири 2». Пекин много раз говорил Москве, что этот газопровод ему не нужен, напоминает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
При помощи этого проекта Кремль хотел бы попытаться заместить выпавшие из казны доходы из-за остановки газопровода «Северный поток».
Однако Пекин заинтересован в сотрудничестве с Россией. Это видно по тому, что за почти два года с начала военного вторжения в Украину объем торгового оборота между странами в общей сложности вырос уже на 60%, указывает Габуев из Центра Карнеги.
К началу 2024 года товарооборот между странами может достичь 200 млрд долларов США в год, сказал Путин в интервью накануне визита в Китай. Западные СМИ в 2023 году писали, что Китай мог поставлять в Россию товары двойного предназначения, в том числе детали для беспилотников. Власти Китая в апреле заявляли, что не поставляют вооружение ни одной из сторон конфликта. Кроме того, весной 2023 года Китай отказался поставить оружие ЧВК «Вагнер», писала The Financial Times.
Тем не менее, Китай с начала войны и до сих пор играет важную роль в поддержке российской экономики — он стабилизирует потребительский рынок России, заместив товары из США и Европы, которые иначе исчезли бы с российского рынка, либо выросли бы в цене из-за наценки посредников-перекупщиков.
«В настоящий момент в Кремле считают, что за исключением специфических категорий товаров Россия справляется с войной и военным производством сама. А вот по части потребительских товаров без Китая в России бы наступило такое ухудшение социально-экономического положения, что продолжение войны стало бы крайне затруднительным», — считает китаист Михаил Коростиков.
Кроме того, специалисты из Китая консультировали Кремль и российских провайдеров по цензурированию российского сегмента интернета — блокировки Youtube и VPN-сервисов, писали российские СМИ в марте 2023 года после визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. Роскомнадзор закупает за рубежом, в частности у китайской компании Huawei, оборудование — микропроцессоры и системные платы для подготовки к блокировке VPN-services, Youtube, Whatsapp, Telegram и других зарубежных ресурсов, говорится в расследовании независимого издания The Insider.
«Россия долго была для Китая старшим братом. Сейчас она находится в беспрецедентно более слабой позиции в отношении Китая, чем когда бы то ни было», — отмечает Габуев.