«Появилась статья „Враг под крылом редактора“, в которой говорилось, что [Мастер]… сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа. Через день… обнаружилась статья, где автор предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить…» Но эти «произведения… могли считаться шуткою по сравнению с написанным Латунским. …Называлась статья Латунского „Воинствующий старообрядец“».
Локшинщина
Вот как гнусно обошлись советские критики с героем книги Булгакова и с его романом. А советская власть упрятала его на Лубянку. А после — в пальтишке без пуговиц — в психушку.
Сталкивался с подобным и автор «Мастера и Маргариты». В 1926 году его яростно атаковал критик Александр Орлинский. «Против булгаковщины. Белая гвардия сквозь розовые очки» — так называлась одна из его статей. «Пилатчина» и «булгаковщина» — правда созвучно? Как Латунский и Орлинский. В другом тексте, вышедшем вскоре после премьеры «Дней Турбиных», он призывал «дать отпор булгаковщине, напирающей на театр…»
Не знаю, как вам, а мне это напоминает скандальную травлю — наскок нынешних Орлинских и Латунских на фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» и на его автора.
В первый день проката лента взяла приличную кассу — 57,3 млн рублей. И уже вскоре на нее и режиссера напали ревнители… Чего? Скажем, Латунский и Орлинский рвали рубахи за «новую», «пролетарскую», «революционную» культуру. А за что рвет Тигран Кеосаян, призывая в телеграм-канале «серьезно что-то решать» с ситуацией «начиная с продюсеров и заканчивая правоохранительными органами»? Если правда — «инфа о том, что Михаил Локшин, режиссер фильма… снятого на бюджетные деньги, донатил на ВСУ и выступает с антироссийских позиций…»
То есть взъярило его не качество картины или мастерство режиссера. А гражданская позиция Локшина. Не стану оценивать труд ни его, ни Евгения Цыганова и Юлии Снигирь, ни других создателей фильма. На то есть кинокритики. А я — зритель. И мне фильм понравился. До начала травли я не знал о взглядах Локшина. Они — его личное дело.
А любопытны мне те, кто лезет топтать мастера.
Те, кто якобы раскопал пост в Фейсбуке от 24 февраля 2023 года. Где он, говорят, проводит параллель между РФ и нацисткой Германией, пишет о репарациях, судах над военными преступниками и денацификации Германии. Там-де, сообщает News.ru, он выражает надежду на победу Украины и суд над ответственными за СВО. Ссылки на публикацию, ее скрин-шоты и название соцсети гонители Локшина привели в телеграм-канале «Графиня изменившимся лицом бежит пруду», призвав «соответствующие органы» «обратить внимание, кто снимает нам фильмы и куда идут деньги с просмотров». Алоизий не дремлет.
«На воре шапка горит…»
А что, скрины — настоящие? Неведомо. Нынче умельцам изготовить картиночку — раз плюнуть. Зря что ли на форуме в Давосе дезинформацию признали одной из самых серьезных угроз наших дней. Так или иначе, будь это правдой, нынешний закон РФ Локшина бы покарал. Чего требует в телеграм-канале некто Вероника Степанова (и не она одна), говорят — психолог: «Почему Локшин еще на свободе?»
А потому, что в Лос-Анджелесе. И избегает комментариев — как сообщают службы новостей, — «чтоб не вредить проекту».
А пропаганда требует «разобраться» и с фильмом, и с постановщиком, и с Фондом кино — финансистом проекта, и с «мазохистским» Минкультом.
Отпетые агитбойцы из «Ридовки» объявляют Локшина «ярым русофобом», что на «„кровавые рубли“, отправился в Штаты, откуда поливает в соцсетях грязью нашу страну».
А комментатор Соловьев в ток-шоу «Воскресный вечер» интересуется: как вообще отнестись к съемкам «вражеского кино» на государственные деньги. Обозвал постановщика «режиссеришкой», показавшем Россию «в остропамфлетной, антисоветской, антироссийской теме». И «при том еще донатит ВСУ».
Впрочем, сделать его знаменитым могли бы всего три напечатанных росСМИ заголовка:
- Режиссер-бандеровец Михаил Локшин снял фильм «Мастер и Маргарита». Глумление бесов над Россией внутри России и за ее же счет.
- Как предателю и врагу России Локшину позволили снять отвратительную пародию на «Мастера и Маргариту».
- Проект «Пятая колонна»: режиссер-враг Майкл Локшин снял фильм-диверсию за бюджетный миллиард».
Но нынче счет им идет на десятки. Браво, мастер!
— Что могло их так взбесить? — изумилась продюсер фильма Наталья Плеханова, общаясь с каналом «Можем объяснить». — Самое простое — на воре и шапка горит, каждый узнал себя и в Алоизии, и в гостях на балу у Воланда». Надеюсь, все мы помним, по чьему доносу забрали Мастера и кто тусил на балу у Сатаны.
Меж тем в одной из казанских школ собрали детей слушать композицию рэпера Шамана и вскинуть кулак, когда звучат слова «я русский, я иду до конца». Еще в одном учебном заведении взялись обсуждать слова «миру на зло»… И это теперь — русская культура?
Риски
Ясно, что культура — понятие необъятное. И что нынче в России его — увы — сужают, как при советах, сводя к пропаганде. А она удачно, хоть и не всегда оправданно, «рифмуется» с дезинформацией.
И именно дезинформацию в Давосе признали самым опасным краткосрочным и одним из опаснейших долгосрочных рисков. И, очевидно, не зря.
Ведь в 2024-м выборы пройдут в 70 странах. В том числе — в США, России («выборы»), ЕС и так далее. А участники политической борьбы, способные клепать неподконтрольный контент в любых количествах, все более умело используют искусственный интеллект. Пример — массовое применение искусственного интеллекта в психологической войне против Израиля.
К власти рвутся несистемные политики и популистские группы. Примеры — триумф Хавьера Милея в Аргентине и шум вокруг Альянса Сары Вагенкехт в ФРГ.
Растущая социальная напряженность, тысячи фейков, угрозы красного Китая, зеленого Ирана, бесцветной России — вызов традиционным западным демократиям. Давным-давно Джон Кеннеди указывал в книге «Почему Англия спала»: демократия хрупка. И должна быть сильной, чтобы нейтрализовать враждебные проекты, чье оружие — дезинформация.
На Западе, сейчас, как и прежде, этот термин означает ложные сведения, распространяемые с целью извлечения политической, военной и иной выгоды.
Но его противники пытаются внедрить мнение, согласно коему глобальная элита — то есть Запад — лукаво именует так все, что не вписывается в ее повестку дня. Чем опасен этот вброс? Тем, что для аудиторий в авторитарных и тоталитарных странах навязывание повестки, ориентиров и мифов — повседневность. Люди к нему привыкли. Приемлют его.
Указ
Пример — попытка побудить массовые аудитории поверить в особые «российские традиционные духовно-нравственные ценности». В то, что мировоззрение граждан держится на «нравственных устоях». Что их они передают от поколения к поколению. В «общероссийскую гражданскую идентичность» и «культурное пространство». В «единый народ», что на их онове «развивается самобытно, духовно, исторически и культурно».
В их числе «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимоуважение, единство народов России» и иные. И надо их хранить и крепить, осуществляя особую государственную политику, утвержденную в указе № 809 от 9 ноября 2022 года.
Из него следует, что политика эта «реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций…»
Все, кто даже не ежедневно, а так — от случая к случаю — следит за новостями, знают: ничего этого нет. Не существует.
Фейк-ценности
Ну, о какой жизни как ценности разговор, когда новостные ленты десятилетиями полнят истории убийств? Беспощадных. Чудовищных. От гибели солдат на войне до множества смертей в тылу. Примеры под рукой. Вот — наугад — в «Газете.ру»: «В Сочи фестиваль КВН закончился убийством. Юмористы из кавказских команд пили в баре и подрались, один ударился головой об асфальт. Спустя два дня в коме он умер». Или — в «Фонтанке»: «16-летний заманил 13-летнюю знакомую в лес. Заранее выкопал яму, убил под видео, закопал. Ему помогала 15-летняя. Потом написал пост в Telegram о своем превосходстве».
Таких сообщений — много.
То же с гуманизмом и милосердием. Попробуйте посчитать сообщения об избиениях, издевательствах, изнасилованиях и драках, скоро устанете. Это — обыденность. От Москвы до самых до окраин. Вот навскидку: «В Москве студенты РАНХиГС устроили драку, которая закончилась поножовщиной. Двух госпитализировали с ранами» (ura.ru). «В Екатеринбурге школьники заманили жертву в подъезд. Они стали пинать пострадавшего и наносить удары битой. Проломили череп и скрылись» («Газета.ру»). «Школьники жестоко избили ребенка-инвалида в Тюменской области» («Московский комсомолец»). «В Оренбургской области охранник развратил 13-летнюю ученицу в раздевалке. Следователи выяснили, что пострадавшая стала не единственной жертвой мужчины, который должен был защищать детей» («КТВ-луч»).
Ну и какое там достоинство, когда что ни день, то новость об унижениях инвалидов, пенсионеров, безработных и далеко не только «социально уязвимых», а обычных граждан?
Откуда взяться взаимоуважению, если «ученики школы № 5 Сосновоборска разместили в Сети два трека с использованием нецензурных выражений и посвятили их педагогам? На видео они оскорбляют учителей и показывают неприличные жесты». О ценности прав, свобод и справедливости лучше всего говорят сроки огромные, получаемые несогласными с действиями и планами властей. Патриотизмом и служением Отечеству зовут раболепие.
Что же до крепкой семьи, то статистика домашнего насилия и разводов не дает поверить в реальность такой ценности. В 75% случаев в России от домашнего насилия страдают женщины. В браке этот показатель возрастает до 91%. 40% тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Более 70% всех убийств женщин в 2020–2021 годах, согласно данным Консорциума женских НПО, совершили их партнеры и родственники. Что же до разводов, то в 2023-м их было 150 тысяч. Вот вам крепость семьи.
О высоких нравственных идеалах говорит важный успех в этой сфере: «Порноактриса из Екатеринбурга стала самой популярной в рейтинге PornHub. Модели, занявшие первые три места, получат денежные призы в размере трех, двух и одной тысячи долларов». Это, кстати, — к вопросу о ценности приоритета духовного над материальным…
Ну, а единство народов прекрасно иллюстрирует троглодитски-юдофобская статья о прощании с поэтом Львом Рубинштейном, выдержанная в стиле «Штюрмера» и «Фелькишер беобахтер». Тут, как говорится, и ссылку негде ставить — выйдет пропаганда нацизма.
***
Такие ценности. Можно было бы написать о них — несуществующих — обширный трактат с тысячами примеров. Но и так ясно, что Указ о них — основание для ужесточения цензуры, контроля за культурой и роста трат на него. Т. е. на тех, кто травит Локшина, реализуя положения документа в области культуры, средств массовой информации и коммуникаций и прочая, и прочая…